Рынок труда и вузы в 2019 году

В начале второго квартала 2019 года мы подходим предварительные итоги и рассказываем о трендах в работе с одной из самых сложных аудиторий.
4 апреля 2019 года.

Рынок труда-2018 завершился на куда более позитивной ноте, чем многие экономические сферы. Хотя ситуация в экономике региона не особенно улучшилась, в последние полтора года работодатели открывали все больше вакансий и одновременно росло число желающих найти работу.

По данным нескольких ведущих работных порталов региона в начале 2019 года прирост предложений от работодателей Свердловской области составил 25% (первый квартал 2019 по сравнению с первым кварталом 2018). Резюме стало больше примерно на 22%. В итоге получается, что спрос на сотрудников вырос ощутимее, чем предложение труда.
По данным «Центра изучения рынка труда» УрГЭУ, намечается даже некоторый рост зарплат: в районе 5-7% по сравнению с показателями 2018 г. по группе наиболее востребованных профессий.
Средняя заработная плата, которую предлагали работодатели Свердловской области, в 2018 г. сохранилась примерно на уровне 2017 г. — чуть менее 36 тыс. руб. В 2019 году эта цифра немного увеличилась, но не принципиально. В целом уровень заработных плат в 2019 г. по региону не особо изменится.


Но одной из основных тенденций стала переориентаций многих работодателей на качественный подход в выборе и оценке молодых специалистов. Это связано с новым трендом: интересом к сотрудникам старше 45. Многие работодатели заново открыли для себя плат "возрастных" кандидатов, и поэтому теперь строже относятся к кандидатам молодым (до 25 лет).

Катализатором этого явления, конечно, стала пенсионная реформа, отодвинувшая срок выхода на заслуженный отдых и создавшая актуальную проблему дополнительного заработка для большой части населения. Но в этом тренде есть один очень опасный подвох. Да, работодатели отмечают, что, несмотря на «закручивание гаек» со стороны контролирующих органов, они готовы брать на работу людей предпенсионного возраста, но какая это будет работа?

Комментарий бизнеса:
Людей «50 плюс» нанимают не от хорошей жизни, не надо обольщаться. К сожалению, речь идет не о востребованности «возрастных» специалистов с опытом, а о том, что бизнес ищет все новые каналы для закрытия многочисленных массовых вакансий с низкими требованиями к кандидатам и невысокой оплатой труда. Нужны неприхотливые исполнители на вакансии, которые ранее закрывали преимущественно неопытной молодежью. Их и сейчас так закрывают, но молодежь обходится все дороже. Она не только неопытна, она еще и немотивирована, легко срывается с мест, за найм молодежи высокая конкуренция, и молодые люди как кандидаты дорого обходятся бизнесу. А возрастные кандидаты оказываются в сложном положении, если выходят на рынок после 50. Они податливы, готовы работать за небольшие деньги, умеют подчиняться и намного более дисциплинированны. А теперь им еще и работать до пенсии нужно больше — отличный расклад, — объясняет Ирина Шаповалова, директор по персоналу оптовой компании «Оптима-Рус».


Что делать в этой ситуации главным поставщикам молодежи на рынок труда - вузам?
В этом плане интересен опыт одного из лидеров в вопросах выстраивания партнерства работодателей и учебных заведений в нашем регионе - Уральского государственного экономического университета.

Секрет успеха работы с бизнесом в подготовке кадров у УрГЭУ уже не раз описывали сами же работодатели. Вуз выбирает несколько стратегических направлений и работает с крупными компаниями именно по этим темам, не пытаясь распыляться и охватить весь рынок. Так создается качество и глубина индивидуального подхода.

С другой стороны, вуз не отказывает в партнерстве и малому, и среднему бизнесу, просто форматы выбираются более стандартизированные.


Как отмечают работодатели в условиях все более ужесточающегося отбора выигрывают те вузы, которые не устраивают гонку за сиюминутной выгодой. Не пытаются продать каждый контакт с молодыми кандидатами, а работают на обе аудитории, что называется, "в долгую".
Made on
Tilda