А что, так можно было? Как подготовка кадров для нужд уральской компании изменила индустрию
За три года обучающий проект компании «Брайт Фит» вырос в 10 раз и стал отдельным успешным бизнесом. Какие решения привели к такому повороту, с чем столкнулась компания и какую роль в этом сыграла активная участница сообщества HR-mnenie Елена Шехец (спойлер — очень большую!)
Года два назад мы уже беседовали на эту тему с Еленой Шехец (в тот момент, HR сети фитнес-клубов
«Брайт Фит»), когда ее проект только вставал на ноги. Тогда она взялась реализовать очень крутую идею: сделать традиционно расходную статью бюджета компании — обучение сотрудников — доходной.
В результате появился Уральский института фитнеса, который сегодня готовит кадры не только для нужд «материнской» сети, но и для рынка в целом.

Как развивался и чем живет проект, с какими сложностями столкнулась команда Института фитнеса и в каких нишах точно зайдет такой формат подготовки кадров — в нашей статье.
Кто и когда?
О компании:
  • Уральский институт фитнеса — образовательная организация дополнительного профессионального образования
  • Руководитель проекта: Елена Шехец, директор института, ех HR сети фитнес-клубов «Брайт Фит». Опыт работы в HR 12 лет

Сроки проекта (включая подготовку к запуску Института):
  • 2015 год: разработка концепции и общая подготовка
  • февраль 2016: презентация бизнес-плана собственнику бизнеса
  • июль 2016: старт обучения в группе из 12 человек
  • на сегодняшний день: еженедельно в Институте обучается свыше 120 человек.
Коротко о проекте
Институт фитнеса — независимая образовательная организация дополнительного профессионального образования.

Задача:
Закрыть проблему кадрового голода в отрасли фитнес-индустрии
при отсутствии на рынке готовых специалистов.

Решение:

Открыть независимое учебное заведение, где могут пройти программу
с «нулевого» уровня все желающие или повысить квалификацию действующие специалисты в сфере фитнеса.

Далее в тексте интервью с Еленой Шехец — на сегодняшний день директором Уральского института фитнеса.
Елена ШЕХЕЦ
Директор Уральского института фитнеса
Елена, что изменилось в проекте с момента запуска? Концепция осталась прежней?
Вообще особенность Института фитнеса в том, что это не учебный центр внутри компании, а независимая образовательная организация.
У Института партнерские отношения с группой компаний «Брайт Фит»,
и на сегодня ещё с несколькими фитнес-клубами Урала. И к нам может прийти учиться любой человек, из любой сферы деятельности.


Желающие проходят все этапы обучения, сдают экзамены, защищают дипломные проекты, и кому интересно — трудоустраиваются во все фитнес-клубы России, в том числе и в «Брайт Фит». Связка «обучение + трудоустройство» оказалась очень эффективной.

В 2018 году мы получили государственную образовательную лицензию
на предоставление образовательных услуг. Стали выдавать документы установленного образца, дипломы о профессиональной переподготовке, удостоверения о повышении квалификации и свидетельства об окончании курсов и семинаров.

За три года с момента первого интервью очень сильно увеличили количество студентов и программ. И еще за время существования проекта мы открыли филиалы в четырех городах: Тюмени, Красноярске, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском. И на сегодня
это уже не проект, а самостоятельный бизнес.

В 2019 году произошло знаковое событие. Два года мы вели переговоры с ГУУ (Московским государственным университетом управления г. Москва) по программе MBA Intensive in FITNESS. Это программа профессиональной переподготовки для руководителей в сфере фитнеса.

И вот мы договорились, и был первый выпуск в декабре 2019 года, 16 человек. На выходе — дипломный проект по своим реальным задачам и его защита. По окончанию выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке, который дает им право работать руководителем в физкультурно-оздоровительной и фитнес-индустрии. Стоимость обучения — 130 000 рублей, в Москве эта программа стоит 170 000.
В целом концепция Института осталась прежней. У нас не онлайн-обучение, потому что профессия фитнес-тренера на 80% навыковая, и только 20% составляют теоретические знания. А в онлайне сформировать у учеников практические навыки без реальной практики невозможно.
Поэтому основные направления только очные: инструктор тренажерного зала, инструктор групповых программ, детский фитнес, реабилитационный фитнес, аквааэробика. Как может быть онлайн-курс аквааэробики, если ты в бассейне ни разу не был?
Сколько времени длится обучение?
Все курсы и тогда, и сейчас делятся на два направления: длительное обучение, которое дает профессию, и повышение квалификации
уже действующих сотрудников фитнес-индустрии.

В первом случае обучение занимает 2–4 месяца, после которых выпускник получает диплом или сертификат установленного образца. Документ дает ему право работать в любом фитнес-клубе России
уже в новой профессии. Так учатся, например, тренер по детскому
и реабилитационному фитнесу, инструктор по wellness направлению, тренер тренажерного зала, тренер групповых программ.

Повышение квалификации — короткие курсы на 1–3 дня. К примеру,
у тренера тренажерного зала есть клиенты с проблемами опорно-двигательного аппарата. И он осваивает отдельный семинар повышения квалификации для работы в формате фитнес-клуба.

По программе MBA обучение длится 9 месяцев, 504 академических часа. Следующий набор будет в апреле 2020, эта программа проходит один раз
в год. Все преподаватели приезжают на очные занятия из Москвы, эксперты в фитнесе со стажем более 20 лет.
Были ли не очень удачные решения, направления работы?
Конечно, были! Куда без них. Мы начали активно делать различные ивенты. В итоге от этого отошли, поняли, что нерентабельно. Очень трудо- и энергозатратно, и материально тоже. А на выходе там, в лучшем случае, ноль.

Также изначально, когда я писала бизнес-план, было еще одно направление — различные мастер-классы для клиентов, повышение знаний о фитнесе, о ЗОЖ, о его роли в жизни человека. Да, мы тоже
их проводили. Но одно дело, когда человек хочет освоить профессию — он хорошо учится и начинает работать. А если ему просто интересно, то он
записался и не пришел. По факту, это очень сложно собираемые мероприятия, а результат непрогнозируемый. И мы тоже перестали
их проводить.

В общем в течение четырех лет мы четко поняли свою основную цель. Стали официально образовательной организацией дополнительного профессионального образования. Обучаем и даем возможность трудоустроиться в сфере фитнеса. Расширили программы, добавили управленческих.
Вернемся к кадрам. Сколько выпускников после обучения остается работать у вас?
За 2019 год у нас 909 выпускников. Можно привести такой пример: среди тренеров тренажерного зала, 40% выпускников работает в федеральной сети фитнес-клубов «Брайт Фит».


Если брать всех наших выпускников вообще, то
70% потом работают в сфере фитнеса во всех городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Омск, Челябинск, Сочи, Новосибирск. Для меня это очень хороший показать, что мы не просто обучаем, а даём востребованную и высокооплачиваемую профессию.

Сколько у вас преподавателей?
Наши преподаватели — это моя гордость. Это эксперты-практики с педагогическим, медицинским, психологическим образованием, с опытом работы в сфере фитнеса более 10 лет.

На сегодня у нас 22 преподавателя. Начиналось всё с 4 преподавателей и меня. У меня самой педагогическое образование, я их готовила стать настоящими преподавателями: организовывала для них обучение, сама обучала, как работать преподавателю со взрослой аудиторией.
И сейчас каждый год минимум два раза организую повышение квалификации для преподавательского состава. И очень ценно, что коллектив преподавательского состава остался с самого начала открытия института с 2016 г.
Поменялась ли аудитория студентов?
Аудитория поменялась, и поменялась она в лучшую сторону. С каждой группой замечаем, что к нам приходят люди с осознанным решением пройти обучение и сменить сферу деятельности, начать работать в сфере фитнеса. Они четко понимают, зачем им это нужно.

Первая особенность — часто это взрослые люди, у которых уже есть бэкграунд, образование, профессиональный опыт в других сферах.
Они понимают, что хотят начать развиваться в сфере. Приятно с ними работать. Их не надо «пинать», тут наоборот
жажда знаний, очень много вопросов, заинтересованности. Часто уже есть какое-то понимание, а мы
им даем систему знаний и навыков.


Еще мы очень активно в последнее время сотрудничаем с образовательным организациями. Летом, например, приходят учиться школьники, потому что некоторые уже в школе понимают свой путь. Они все занимаются спортом, есть спортивное настоящее, им интересен фитнес.
Например, недавно училась девочка, 14 лет, занимается профессионально гимнастикой. В фитнес-клубе ее заметил тренер, руководитель фитнес-студии, и предложил пойти учиться и помочь потом с трудоустройством. При чем этот фитнес-тренер сам проходил обучение у нас. Я считаю, это круто, что человек в 8 классе начал понимать, в каком направлении ему двигаться. На сегодня она уже работает в фитнес-клубе, совмещает с учебой в школе и зарабатывает деньги!
Или был такой прецедент. К нам пришел мужчина, 73 года, представляете, чтобы учиться на тренера тренажерного зала. Понятно, он пришел для себя, он работать не планирует. Но такой активный, позитивный, он в день по
50 км на лыжах проходил.


Но несмотря на всё это, по-прежнему, к сожалению, в умах людей часто фитнес-тренеры — чуть лучше, чем среднестатистический учитель физкультуры, они немного зарабатывают, а это стереотип, и он в корне
не верный.
Профессия фитнес-тренера по итогам 2018 года вошла в топ-10 самых высокооплачиваемых профессий.
Что происходит на рынке сегодня
в сравнении с 2017 годом?

В сфере фитнеса в августе 2019 года произошли изменения — вышли поправки к закону о физической культуре и спорте, по которым все фитнес-тренеры должны иметь дипломы. И вот они все как начали звонить, узнавать, сколько стоит купить диплом!

Самое страшное тут, я уверена, есть организации, которые их просто продают. У нас в корне другая политика, мы в первую очередь формируем у студента систему знаний, умений и навыков, которые уже во вторую очередь подтверждены документами как квалифицированного специалиста. Но никак не наоборот!

У нас в онлайне есть на сегодня только один курс — диетолог-нутрициолог, уже пятый поток. Почему только это направление — там 100% теоретических знаний. Отработка работы с клиентами, лекции в режиме реального времени плюс сохраняются записи. Ты видишь живого преподавателя, ты можешь задавать вопросы. Но чтобы онлайн-обучение было качественным, у человека должен быть очень высокий уровень самоорганизации и осознания того, что и зачем он хочет учить.

Еще большая проблема — курсы в онлайне становятся всё короче. Это катастрофа для профессии. У нас наоборот очень увеличилась длительность оффлайн и онлайн-программ: было 180 часов, сейчас 272 часа.

Вообще это успешный, с точки зрения бизнеса, проект. Мы быстро вышли на самоокупаемость, планируем и дальше масштабироваться в другие города. Задача — закрывать потребности компании и индустрии в целом.

Изначально была цель — стать лидером на Урале в образовании в сфере фитнеса, тем самым быть драйвером изменений в сфере образовательных услуг. Именно поэтому мы не идем в онлайн, именно поэтому мы не делаем короткие курсы, на которых можно быстро заработать денег и непонятно кого выпустить.
У нас план — изменить сферу фитнеса, повысить уровень квалификации работников индустрии и дать возможность людям прийти сюда в любом возрасте.
Но вообще онлайн-обучение сейчас крайне востребовано, и это нельзя игнорировать
Да, это так. Сейчас вы можете найти курсы акушера-гинеколога онлайн! Я бы не хотела попасть к такому специалисту. То же самое и с фитнес-тренером.

С онлайн-обучением есть большая сложность. Когда ты очно учишь человека, ты можешь управлять групповой динамикой. Преподаватель видит, кто выключен из процесса, кто не понял. А когда ты в онлайне, то даешь информацию, но не знаешь, что там с другой стороны. Поэтому я говорю: если есть возможность, приходите очно. Так работа качественнее.
Как происходит адаптация выпускника вашего Института в новой должности в федеральной сети фитнес-клубов «Брайт Фит»?
Мы разработали систему наставничества. Сейчас рынок труда в сфере фитнеса — это рынок кандидатский. Да, у нас выпускникам будет проще,
но они всё же выбирают, куда пойти работать.


Как работает наставничество. Когда человек прошел обучение и решил, что хочет работать в «Брайт Фит» — он проходит первичное собеседование, его берут на стажировку. И дальше к нему прикрепляется самый опытный наставник. Это было и раньше, но не регламентировано
и без материальной заинтересованности у наставника.


И это очень хорошо работает. Человека не бросили, им занимаются первые 3 месяца, а дальше он уже раскручивается и самостоятельно зарабатывает.
Наставничество стало решением проблемы кадрового голода, это закрывает потребности компании. Сегодня много выпускников работает во всех наших фитнес-клубах в Екатеринбурге, кто хочет — уезжает в другие города. Сейчас идет тенденция: к нам едут учиться из Челябинска, Тюмени, Перми, Уфы, Казани.
А есть идея в Москву или Питер масштабировать Институт фитнеса?
Мысли есть, но мы предпочитаем ни от кого не зависеть — это должна быть наша площадка и всё по нашим правилам. В этом есть определенная сложность.

У меня был опыт сотрудничества с другими компаниями, площадками, которые можно арендовать, но это всегда очень рисковый способ. Сегодня да, а завтра нет — для меня это нестабильно.

В Москве и Питере есть школы, к которым я отношусь с уважением. На Урале ещё очень большой потенциал, поэтому Москва и Питер для нас на данный момент не приоритетные направления.
Есть сферы, в которых такой формат обучения может так же выстрелить, как в вашем случае?
Я, как HR, в городе известна, и ко мне обращаются в том числе и по этому вопросу. Например, собственник одного завода прочитал со мной то интервью на «Деловом квартале» и вспомнил, что я ему в свое время подбирала на аутсорсе людей. А там завод по производству металлоконструкций и строительных лесов. И предложил, чтобы я организовала такой же центр по обучению электрогазосварщиков. Мне было смешно — у меня ведь Институт фитнеса!
Подобная нашему Институту система обучения имеет смысл в нишах, где не готовят кадры на уровне государства, но работники должны обладать определенными компетенциями. Например, в индустрии красоты, она на нашу сферу очень похожа. Но это я имею в виду качать людей с рынка вообще, которые только хотят прийти в сферу, обучать их, чтобы они были конкурентоспособными, могли устроиться.
В формате Института для меня цель — сделать так, чтобы наш выпускник мог уехать в любой город России, и его взяли на работу в любой фитнес-клуб. И сейчас так и есть. Очень многие работают в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, в других городах. Я уже не говорю про фитнес-клубы Екатеринбурга, я уверена, что почти в каждом есть наши выпускники.



Made on
Tilda